the last bus home

15:05 

identical to nothing
I Don't Think About You Anymore But I Don't Think About You Anyless

впрочем, и говорить не стоит о том, насколько завораживает эта книга
но, помимо глубины и философии всего у Достоевского,
в Бесах еще и безупречный сюжет.
не подсчитывала, сколько раз у меня вырывалось
"Да что, черт побери, со всем этим городом",
но для меня и одно подобное восклицание - уже очень много.
нельзя не восхититься как всегда многогранными героями
чего стоит один Ставрогин
прекрасно образованный, блистательный аристократ с неземной харизмой
его ненавидят все, равно как и любят
не за внешность все же, особенно барышни, а за роковой его образ
тут можно немного и Печорина проследить,
но, если действуют они похоже, мотивы у них разные:
Печорин губит оттого, что может, Ставрогин - чтоб себя самого наказать
никем, казалось бы, не дорожит он, помимо Шатова,
единственно который подпитывает все духовное в нем,
все божественное, что так сильно хочется скрыть Ставрогину
он все видит, все понимает, но ни в чем особо не участвует,
и все же, оказывается виною всему, что происходит в городе.

отдельно сказать надо, про историю любви Ставрогиной и Верховенского
Она его выдумала и в свою выдумку сама же первая и уверовала. Он был нечто вроде какой-то ее мечты…
Но она требовала от него за это действительно многого, иногда даже рабства.

история, впрочем, далеко не центральная,
но сильно меня забавляла: как из-за устаревших представлений о чести и праведности
двое уже пожилых людей 20 лет не могли сознаться в душевной привязанности и любви?-
и в том-то и один из роковых недостатков всего общества,
приведших ко всем революционным событиям, -
вера в призрачные высшие идеалы, навязанные заграничным общество,
а не в духовные идеалы самого их народа,
отстоянные всем русским народом в борьбе за бога своего.
рассуждать можно бесконечно над книгой,
с каждым новым прочтением находя новые грани,
за что и должно отнести ее к must-read

Чем сильнее народ, тем особливее его Бог.
В камне боли нет, но в страхе от камня есть боль.
— Человек смерти боится, потому что жизнь любит, вот как я понимаю, — заметил я, — и так природа велела.
Вся свобода будет тогда, когда будет все равно, жить или не жить. Вот всему цель.
Те, которые умеют хорошо говорить, те коротко говорят.
Наслаждение от милостыни есть наслаждение надменное и безнравственное, наслаждение богача своими богатствами, властию и сравнением своего значения с значением нищего.
Атеист не может быть русским, атеист тотчас же перестаёт быть русским.
Есть вещи, о которых не только нельзя умно говорить, но о которых и начинать-то говорить неумно.
Ставрогин если верует, то не верует, что он верует. Если же не верует, то не верует, что он не верует.
Человек только и делал, что выдумывал Бога, чтобы жить, не убивая себя; в этом вся всемирная история до сих пор.
Человек несчастлив потому, что не знает, что он счастлив; только потому.
...одним словом, в науке он сделал не так много и, кажется, совсем ничего. Но ведь с людьми науки у нас на Руси это сплошь да рядом случается.
…вся вторая половина человеческой жизни составляется обыкновенно из одних только накопленных в первую половину привычек.
Россия есть игра природы, а не ума.
...настоящая правда всегда неправдоподобна… Чтобы сделать правду правдоподобнее, нужно непременно подмешать к ней лжи. Люди всегда так и поступали.
Чтобы сделать соус из зайца, надо зайца, чтобы уверовать в бога, надо бога.

и к теме о сегодняшней Украине
Даром никогда ничего не достанется. Будем трудиться, будем и свое мнение иметь. А так как мы никогда не будем трудиться, то и мнение за нас будут иметь те, кто вместо нас до сих пор работал, то есть все та же Европа, все те же немцы – двухсотлетние учителя наши.
Говорили об уничтожении цензуры и буквы ъ, о заменении русских букв латинскими, о вчерашней ссылке такого-то, о каком-то скандале в Пассаже, о полезности раздробления России по народностям с вольною федеративною связью, об уничтожении армии и флота, о восстановлении Польши по Днепру
...самая главная сила - цемент, всё связующий, - это стыд собственного мнения. Вот это так сила!
Если великий народ не верует, что в нем одном истина (именно в одном и именно исключительно), если не верует, что он один способен и призван всех воскресить и спасти своею истиной, то он тотчас же перестает быть великим народом и тотчас же обращается в этнографический материал, а не в великий народ. Истинный великий народ никогда не может примириться со второстепенною ролью в человечестве, или даже с первостепенною, а непременно и исключительно с первою.
...было всеобщее раздражение, что-то неутолимо злобное; казалось, всем все надоело ужасно. Воцарился какой-то всеобщий сбивчивый цинизм, цинизм через силу, как бы с натуги.
В смутное время колебания или перехода всегда и везде появляются разные людишки.



что касается недавней экранизации, тоже есть пара слов.
начнем с хорошего - кастинг в общем состоялся,
главное, что Николай Всеволодович удался у Матвеева, это центровое.
введенная авторами фильма аллегория бабочек, в принципе,
была успешной: Ставрогин увлечен ими из-за подспудного уродства,
которое кроется за внешней красотой.
причем, в первой сцене, когда Николай бежит через весь город за насекомым,
создается ощущение, что он - потенциальная жертва всего происходящего и
летит как бабочка на свет, так сказать, что и не совсем неправильно.
но, в развитии сюжета, Ставрогин превращается в нечто противоположное жертве,
в собирателя и губителя красоты.
он является на встречу с Шатовым с сачком, и как видим, последний попадает в сети
убедительных речей героя о боге и об устройстве мира,
истолкованный смысл которых сам их автор отрицает,
когда и появляется первая мысль, что Николя все понимают не должным образом,
и видят в нем наследного принца грядущей революции,
когда сам он, безусловно, это предвидит и, вроде бы, не опровергает ,
но продолжает играть судьбами

сюжет экранизации должен удовлетворить читателя,
диалоги во всех деталях максимально выдержаны,
единственное, это порядок изложения событий.
начав со смерти Шатова, киношники превратили всю историю
в банальный детектив с поиском виноватых,
когда как на деле все совсем не так, глубина, так сказать, затерялась,
события же, предшествовавшие возвращению Ставрогина из Швейцарии,
не показаны, вскользь упоминаются второстепенными героями,
оттого, возможно, и сюжет упростился.
но в целом, экранизация хорошая,
только домыслили много, и Матрешу эту,
и христианский подвиг Ставрогинский,
а последние минуты вообще нельзя было, испортили все.

конец в книге для меня был вариативный что ли:
повесился ли Николя оттого, что в бога уверовал и грехов своих постыдился,
или же не уверовал, оттого и не побоялся жизнь, богом данную,
у себя отобрать.

@темы: just watch, book worm

URL
Комментарии
2014-05-31 в 21:57 

smll
необычно большой пост) надо читать похоже

2014-06-01 в 10:57 

identical to nothing
I Don't Think About You Anymore But I Don't Think About You Anyless
да-да-да!

URL
     

главная